Пресс-релиз

 

С 28 по 30 ноября 2014 года в Санкт-Петербурге состоялся III Всероссийский образовательный форум «Школа будущего. Проблемы и перспективы развития современной школы в России» и финальная часть конкурса «100 лучших школ России», «100 лучших ДОУ России».

В рамках форума состоялась Всероссийская конференция «Проблемы и перспективы развития дошкольного образования в России . Подробнее  http://edforum.ru/

 

Приветствия участникам форума:

Приветствие - Левичев Н.В.приветствие  

 

 

ПРЕСС-РЕЛИЗ

III ВСЕРОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ФОРУМА

«ШКОЛА БУДУЩЕГО. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ В РОССИИ»

 

г. Санкт-Петербург

18 декабря 2014 г.

 

28-30 ноября 2014 года в Санкт-Петербурге состоялся III Всероссийский образовательный форум «Школа будущего. Проблемы и перспективы развития современной школы в России», в рамках которого были подведены итоги федерального конкурса «100 лучших школ России» и «100 лучших ДОУ России» 2014-2015 годов.

 

Впервые конкурс «100 лучших школ России» был проведен во второй половине 2013 года и получил широкую поддержку среди общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и учреждений дополнительного образования Российской Федерации. Он стал продолжением доброй традиции — конкурса «100 лучших вузов России» и «Ректор года» среди высших учебных заведений страны, а также конкурса «100 лучших ссузов России» и «Директор года» среди учреждений среднего профессионального образования, которые проводятся, начиная с 2006-2007 гг.

 

Конкурс среди организаций дошкольного образования «100 лучших ДОУ России» был впервые с успехом проведен весной 2014 года, став важной составной частью нынешнего Форума и позволяя рассматривать проблемы образования в комплексе — начиная с дошкольного возраста вплоть до окончания школьной скамьи.

 

Мероприятия проводятся при участии Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике, Комитета Государственной Думы по образованию, Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям, Союза директоров ссузов России, Национальной Ассоциации директоров школ и учителей России, Международной академии качества и маркетинга и журнала «Профессия-директор». Награждение лауреатов проходит в рамках всероссийской конференции, посвященной вопросам образования.

 

Конкурс «100 лучших школ России» — одна из наиболее значимых общественных наград в области образования. Его цель состоит в том, чтобы выявить наиболее успешные общеобразовательные школы, лицеи и гимназии страны, а также учреждения дополнительного образования самого широкого профиля.

 

Конкурс дает возможность на основе независимой оценки определить результаты образовательной, воспитательной, административной и хозяйственной деятельности учреждений, дающих путевку в жизнь десяткам миллионов российских детей и подростков, придать этим результатам общественное звучание и таким путем повысить авторитет организаций-лауреатов, учительского корпуса, системы школьного образования в целом.

 

Конкурс «100 лучших ДОУ России» позволяет сделать то же самое применительно к организациям дошкольного образования.

 

В работе Форума и финальной части конкурса приняли участие более 280 человек из более чем 60 регионов страны.

 

В первый день работы Форума 28 ноября состоялись три тематические конференции: по школьному, дополнительному и дошкольному образованию, — ставшие значимыми площадками для ведения профессиональной дискуссии и обмена актуальным опытом по каждому из указанных направлений.

 

При открытии пленарного заседания 29 ноября было зачитано приветствие участникам Форума, направленное заместителем председателя Государственной Думы Николаем Левичевым.

 

Подчеркнув, что «значимость вашего Форума для решения важных задач, связанных с развитием российского образования, трудно переоценить», Левичев продолжил:

 

«Форум представляет хорошую возможность для глубокого и целенаправленного обсуждения насущных вопросов воспитания и образования подрастающего поколения. Уверен, что обмен передовым опытом и конструктивный диалог во время работы Форма будут способствовать решению сложных задач в сфере образования, а также позволит начать реализацию новых образовательных проектов, сформулировать актуальные предложения в законодательство об образовании».

 

В заключение своего обращения Н. Левичев поделал всем участникам «новых творческих достижений во имя процветания нашей Родины, энергии оптимизма, крепкого здоровья и семейного благополучия!»

 

Еще одно приветствие было зачитано от имени члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ Светланы Горячевой.

 

Прежде всего она отметила, что «стало доброй традицией проведение в Санкт-Петербурге конференций и форумов, посвященных вопросам образования, собирающих лучших представителей в сфере народного образования».

 

«Вопросы, рассматриваемые форумом, — продолжила она, — относятся к приоритетным направлениям политики нашего государства. В этой связи считаю инициативу по проведению всероссийского конкурса «100 лучших школ России» и «100 лучших ДОУ России» полезной и актуальной, поскольку опыт успешной работы должен послужить достойным примером для подражания всем без исключения образовательным организациям России».

 

Со вступительным докладом на пленарном заседании 29 ноября на тему «Исторический опыт реформ науки и образования в России» выступил председатель Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям, академик РАН Валерий Черешнев.

 

По существу, это была попытка дать обобщенную историческую картину развития российской науки и образования за почти три столетия — с момента, когда в 1724 году Указ Петра I положил начало академии наук в Петербурге.

 

За 290 лет своего существования академическая наука в России прошла немало этапов. Начавшись как узкий круг приглашенных в страну иностранцев, она уже в XIX столетии породила замечательную плеяду ученых в разных областях знания, продолжив свои успехи на протяжении всего XX века.

 

Еще «Устав Императорской Санкт-Петербургской академии наук» 1836 г. узаконил положение Академии наук как исключительно научного учреждения, решающего 3 главных задачи:

  • научно-исследовательская работа;
  • распространение просвещения;
  • применение результатов своих исследований к практике.

 

Этому пути следовала российская наука вплоть до настоящего времени. Однако реформа, которой сегодня подвергается Российская академия наук, угрожает нанести серьезный удар этим традициям.

 

Внутренние расходы на науку снизились к 1995 г. — в 5 раз, к 2000 г.— в 20 раз. Сеть отраслевых НИИ уменьшилась в 7 раз. Число исследователей сократилось в 2 раза.

 

В. Черешнев высказал озабоченность не вполне дружественным отношением к Академии со стороны государства. Причины этого, по его мнению, кроятся в нескольких факторах, среди которых:

  • новый этап передела собственности;
  • неудовлетворенные амбиции отдельных ученых;
  • отсутствие у государства достаточных средств;
  • крайне конформистское отношение к Академии со стороны ряда министерств и ведомств.

 

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию, доктор философских наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования Олег Смолин коснулся ряда вопросов, связанных с перспективами системы образования.

 

Прежде всего он повторил свою принципиальную позицию по вопросу о роли директора школы, который, по его словам, должен быть не столько менеджером, управляющим недвижимостью и финансами, сколько, главным образом, Учителем с большой буквы, первым среди учительского коллектива, педагогом и воспитателем.

 

Затем он кратко высказался по ряду актуальных вопросов.

 

1). Финансирование образования. Оно выросло в последние годы, по данным, которые О. Смолин считает обоснованными, в четыре раза. Однако в 1990-е годы оно упало в 8 раз. Таким образом, оно все еще в два раза меньше, чем это было в 1990 году.

 

2). Оплата труда. Она повысилась. Ориентиром, как известно, считается равенство оплаты работника школы со средней зарплатой в регионе. Но здесь есть большие вопросы. Во-первых, между регионами существует громадная разница в уровне зарплат, — она доходит до 10 раз. Это означает, что реализация права ребенка на образование зависит от финансовой успешности региона.

 

Во-вторых, в следующем году расходы на образования снижаются, что означает и снижение зарплат учителей.

 

3). Бюрократизация образования. Администрация школ страдает от чрезвычайной перегруженности самой разной отчетностью, объем которой по сравнению с советским периодом вырос в разы. Как выразился выступающий, «попытка зарегулировать образование приводит к его иррационализации».

 

4). Реорганизации и оптимизация образования. Сами по себе эти меры, связанные с присоединением и объединением разных ОУ, по мнению О. Смолина, необходимы и могут нести пользу. Однако это может иметь место только при добровольном согласии самих образовательных учреждений. В противном случае принудительное объединение ведет только в неразберихе и ухудшению условий управления образовательными учреждениями.

 

Он высказался за укрепление практики бесплатных групп продленного дня, полностью поддержал усилия по трансформации ЕГЭ, которое, по его мнению, ведет к тому, что детей отучают от сомнений. По поводу учреждений дополнительного образования О. Смолин заявил, что они должны иметь равный статус со школой, а зарплата их работников должна соответствовать положению школьного учителя.

 

Выступающий также коснулся вопросов об инклюзивном и коррекционном образовании, а также о дошкольном образовании. По поводу последнего он с тревогой отметил, что плата за уход за детьми растет быстрее инфляции.

 

Актуальным вопросам современного образования в России посвятил свое выступление заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию, доктор физико-математических наук, профессор Виктор Шудегов.

 

Он отметил, что 24 ноября 2014 года с коллегами внес законопроект о повышении статуса педагогического работника, по которому предполагается:

  • расчет средней заработной платы педагогов за одну ставку 18 часов и сравнивать ее со средней по региону;
  • повышение статуса педагогических работников.

 

В законопроекте, в частности, говорится:

  • «педагогический работник, выполняя должностные обязанности, находится под защитой государства. Применение насилия в отношении педагогического работника, а также публичное оскорбление педагогического работника при исполнении им профессиональных обязанностей приравнивается соответственно к применению насилия в отношении представителя властиили к публичному оскорблению представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением и влечет административную или уголовную ответственность в соответствии законодательством Российской Федерации.
  • Запрещается целенаправленное формирование негативного мненияо педагогическом работнике»

 

Среди мер по повышению статуса педагогических работников предлагается:

  • длительный отпуск не менее 50 процентов от средней заработной платы;
  • единовременное пособие в размере двухокладов при увольнении в связи с выходом на пенсию по старости;
  • надбавка 25 процентов «Народный учитель СССР» и «Народный учитель Российской Федерации»;
  • служебный ноутбук и компенсация Интернета;
  • скидка 50% от стоимости путевок один раз в пять лет;
  • 50 % — скидка стоимости при посещении государственных музейных и клубных учреждений культуры;
  • выделение места в дошкольных образовательных организациях.

 

Далее В. Шудегов отметил, что согласно основным параметрам федерального бюджета его доходы в 2015 году вырастут на 359 млрд, расходы сократятся на 109,2 млрд. Оценка ненефтегазовых доходов снижена на 343 млрд — до 7,40 трлн рублей, то есть рост доходов будет обеспечен поступлениями от топливно-энергетического комплекса. При этом фаворитов у бюджета-2015 года два: национальная оборона (+21,2% к 2014 г.) и экономика (+22,7%).

 

В связи с этим он предлагает бюджет на 2015 и последующие годы вернуть на переработку. При этом необходимо увеличить финансирование образования на 126 миллиардов рублей.

 

Директор «Академической гимназии № 56» Санкт-Петербурга Майя Пильдес рассказала об опыте создания информационно-насыщенного образовательного пространства в современной школе.

 

Информационно-образовательное пространство гимназии, по ее словам, можно разделить на две части:

  • образовательное пространство;
  • информационное пространство.

 

К первому фактору относится введение интерактивных досок, которые используются в гимназии во всех предметных областях, включая иностранный язык и МХК.

 

Такую же роль играет и интерактивная панель, используемая на уроках иностранного языка. Она удобна в использовании и позволяет работать с интерактивом разного вида.

 

Также речь идет об использовании интерактивных планшетов и пультов дистанционного опроса.

 

Еще одним из элементов информационно-насыщенного образовательного пространства является создание панорамного класса. Это класс без доски с экраном во всю стену. При этом два проектора создают картинку на всем экране, а третий проектор транслирует интерактивный стол в центр экрана. Роль доски играет интерактивный стол. Предметные области для использования панорамного класса — история и география .

 

Ко второму фактору (информационное пространство) следует отнести создание мультимедийных стендов, которые заменили бумажные стенды. Они работают с двумя экранами повышенной яркости и позволяют изменять контент, в зависимости от событий.

 

Затем речь идет об интерактивных киосках, которые транслируют расписание занятий.

 

Электронное расписание располагается на каждом этаже гимназии (по 2 панели 55 дюймов). Оно вводится один раз и далее транслируется на два дня. Кроме расписания указывается: какой идет урок или перемена; сколько осталось до окончания урока или начала; день недели; прогноз погоды на два дня; время.

 

Учебная часть, в свою очередь, оборудована двумя интерактивными плазмами. Они позволяют размещать все объявления по гимназии (замещения и т.д.); расписание учеников; расписание учителей; график проведения минимумов.

 

Наконец, к организации информационного пространства относится создание специальной медиатеки, которая позволяет расширять информационное пространство учеников и учителей. Она состоит из трех зон: компьютерный класс, малый конференц-зал (на 25 мест) и читальный зал, — и оснащена интерактивным киоском, интерактивной доской и системой ВКС.

 

Директор московской Гимназии № 710 им. Народного учителя СССР В.К. Жудова Российской академии образования Денис Сомов высказал свои соображения в связи с реалиями управления школой в новых социально-экономических условиях. Он отметил, в частности, что директор школы находится на постоянном острие конфликтов между ожиданиями всех участков педагогического процесса. Он также отметил незащищенность директора перед лицом начальства.

 

Директор санкт-петербургской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 13 Денис Бухаров рассказал об опыте работы инклюзивной школы.

 

Под инклюзивным образованием, отметил он, понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Таким образом, сказал он, инклюзивная школа — это школа для всех.

 

Ее главной целью является обеспечение равного доступа к образованию. Под этим зачастую понимают одни лишь внешние факторы: создание пандусов, использование специальных технических средств и т.п.

 

При этом, как правило, ограниченные возможности здоровья — это сочетание двух и более проблем в здоровье ребенка. По этой причине специальные условия — это лишь незначительная часть искомых условий. В действительности речь должна идти о создании среды, которая позволит всем детям, независимо от состояния здоровья, получать образование, т.е. проходить единую со всеми школу жизни.

 

Первое, чем занимается возглавляемая им специальная (коррекционная) школа, сказал Д. Бухаров, это проецирование в среду детей отработанных в среде сотрудников моделей межличностного взаимодействия.

 

Далее речь идет о создании условий успешности для каждого ребенка, вовлечение родителей в процесс достижения этой успешности. Третье — это слом стереотипов потребительства и обездоленности сирот и инвалидов. Четвертое — демонстрация опыта известных людей, в частности их историй преодоления. И пятое — искоренение таких понятий как «терпимость», «жалость», «сострадание» и утверждение таких как«взаимопомощь», «компенсация» при построении моделей межличностного взаимодействия в детской среде.

 

Все это позволяет добиться того, чтобы все дети, независимо от разнообразия их образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, могли ощущать себя равными в возможностях развития и образования.

 

Таким образом, главными принципами работы инклюзивной школы, закончил Д. Бухаров, являются взаимопомощь, искренность, нравственность и духовность.

 

Кандидат экономических наук, старший преподаватель Санкт-Петербургского торгово-экономического университета Альбина Кашапова рассказала о реализации проекта национальной сети знаний «ТЕТРАДКА.РУ».

 

Она отметила, что происходит процесс информатизации образования. В частности, это выражается в росте объема рынка онлайн-обучения в мире и в России. Суть данного проекта в создании национальной сети знаний, в основу которой положены видеоуроки по всей школьной программе от лучших преподавателей страны.

 

Лучшие преподаватели смогут объяснить урок тысячам ученикам и сохранить опыт для будущих поколений, — сказала А. Кашапова.

 

Проект «Тетрадка.ру» позволяет дать решение множества проблем:

  • проблем у школьников с пониманием уроков и выполнением домашних заданий (разная скорость усвоения материала в классе, пропуск занятий по разным причинам, плохое качество объяснения новой темы урока);
  • проблемы объяснения родителями своим детям непонятую тему;
  • проблемы отсутствия педагогов в маленьких городах и сельской местности;
  • проблемы того, что вся педагогика в школе направлена на средних детей, одаренные же дети скучают.

 

Она отметила, что современная молодежь воспринимает визуальную информацию лучше, чем представители любого другого поколения.

 

Среди преимуществ проекта можно отнести следующие составляющие:

  • библиотека самых лучших видеоуроков и интерактивных материалов;
  • быстрота, удобство и простота использования;
  • интуитивно понятный интерфейс;
  • структурированность и системность материалов (удобный поиск, структура видеоурока: видео+текст+тест и тренажер);
  • использование технологий мотивации обучения;
  • технологии индивидуальной траектории образования;
  • экономия денег и времени.

 

Проект «Тетрадка.ру» включает в себя большое количество тестов, онлайн библиотеку, онлайн уроки, дает возможность самостоятельно вести подготовку к ЕГЭ. Он также позволяет формировать портфолио учащегося с учетом его успехов на олимпиадах и конкурсах.

 

Полезен проект и для учителя. Он дает возможность преподавателю представить свои лучшие уроки, показать свое портфолио, визитную рекламную карточку.

 

Для родителей он дает возможность контролировать процесс обучения детей, используя безопасный полезный сайт, а также находить вопросы по обучению и воспитанию своего ребенка.

 

Удобен проект «Тетрадка.ру» и для образовательных учреждений. Он способствует повышению успеваемости учащихся, привлечению лучших школьников, облегчает проведение олимпиад и конкурсов, а также проведение централизованного тестирования и проверки знаний.

 

Содокладчиком по поводу развития проекта «Тетрадка.ру» выступила президент Национальной Ассоциации директоров школ и учителей России, главный редактор журнала «Директор современной школы» Юлия Субботина.

 

Она продемонстрировала на слайдах и в рамках видеопрезентации, как конкретно выглядит урок на этом портале, какова последовательность шагов и эффективность воспринятая содержания.

 

Она также отметила, что проект «Тетрадка.ру» призван дополнить базовую систему педагогической работы с ребенком в школе, а отнюдь не противопоставлен ей.

 

В ходе работы пленарного заседания возникали многочисленные вопросы, ряд участников сделал спонтанные выступления с мест. Оживленная дискуссия продолжалась также и по окончании официальной программы Форума.

 

 

* * *

 

По окончании работы III Всероссийского образовательного форума «Школа будущего. Проблемы и перспективы развития современной школы в России» состоялась торжественная церемония награждения победителей конкурса «100 лучших школ России» и «100 лучших ДОУ России». Образовательным учреждениям-лауреатам вручались почетные дипломы и медали. Директора образовательных учреждений награждались почетным знаком «Директор года» / «Заведующий года».

 

Кроме основной награды, многие образовательные учреждения были отмечены в дополнительных номинациях, поощрявших определенные направления работы либо заслуги преподавателей, воспитателей и сотрудников.

 

* * *

 

Итоговые списки лауреатов конкурса <100 лучших школ России> 2014-2015 гг.
размещены на сайте Форума:
http://eforumspb.ru/top100_2014-2015

Итоговые списки лауреатов конкурса <100 лучших ДОУ России> размещены на
сайте Форума:
http://eforumspb.ru/top100dou
http://edforum.ru/top1415

 

Полностью материалы Форума размещены здесь:

http://eforumspb.ru/forum-2014-noyabr

 

Предоставленные оргкомитету презентации выступлений, сделанных в ходе работы тематических конференций 28.11 и основного пленарного заседания 29.11 можно посмотреть:

http://eforumspb.ru/materialy-foruma

 

Полностью фотоматериалы Форума (деловая часть + церемония награждения) можно скачать по ссылке:

https://yadi.sk/d/3FwKWaB4d4LkY

 

 

 

За дополнительной информацией обращайтесь:

Международная академия качества и маркетинга

 

Брунеткин Владимир

( (812) 677-31-17