100  лучших школ России

ПРЕСС-РЕЛИЗ
VII ВСЕРОССИЙСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ «ШКОЛА БУДУЩЕГО»
КОНФЕРЕНЦИЯ
«ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ В РОССИИ»
г. Санкт-Петербург
19 ноября 2018 г.

 

26–29 октября 2018 года состоялся VII Всероссийский образовательный форум «Школа будущего». В его рамках прошла ставшая уже традиционной XXVI конференция «Проблемы и перспективы развития современной школы в России». Также были подведены итоги федеральных конкурсов «100 лучших школ России» и «100 лучших организаций дополнительного образования детей России» 2018 года.

 

Всероссийский образовательный форум «Школа будущего» был впервые проведен осенью 2012 года, став продолжением и развитием Всероссийской конференции «Проблемы и перспективы развития высшего образования и науки в Российской Федерации», проводимой с 2003 года, а также Всероссийской конференции «Перспективы развития среднего профессионального образования в России», которая проводится ежегодно, начиная с 2006 года.

 

Кроме конференции программа Форума включала также работу по секциям, встречу с руководителями профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации РФ, подведение итогов и награждение лауреатов конкурса «100 лучших школ России» и «100 лучших организаций дополнительного образования детей России», обмен опытом, встречи без галстуков, интересную культурную программу.

 

В работе Форума, конференции и финальной части конкурса приняли участие более 150 человек из более чем 50 регионов страны.

 

Конкурс «100 лучших школ России» среди лучших гимназий, лицеев и школ России призван выявить наиболее успешные образовательные организации страны, добившиеся высоких результатов и успехов в образовании и воспитании детей и подростков.

 

Конкурс «100 лучших организаций дополнительного образования детей России» среди лучших художественных и музыкальных школ, школ искусств, домов творчества, спортивных школ и других образовательных организаций нацелен на выявление самых успешных организаций дополнительного образования детей, добившихся наиболее высоких результатов в своей области.

 

С 2010 года проведение конференции и конкурса поддержано Министерством образования и науки Российской Федерации.

 

VII Всероссийский образовательный форум «Школа будущего» организован Союзом директоров ссузов России, Международной академией качества и маркетинга, Независимым общественным советом, журналами «Профессия–директор» и «Директор ссуза» с участием представителей профильных комитетов Государственной Думы, Совета Федерации, Российской академии наук (РАН), Российской академии естественных наук (РАЕН) и Российской академии образования (РАО).

 

Президент Союза директоров ссузов России, директор Красногорского государственного колледжа, доктор педагогических наук, кандидат экономических наук, профессор Виктор Демин, выступая в рамах Форума на тему модернизации системы СПО, отметил, что одной из главных целей является «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». Другой важной целью является «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ исторических и национально-культурных традиций».

 

Для достижения этих целей нужно решить ряд задач. Среди них:

- создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;

- модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ;

- формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;

- формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая компетенции в области цифровой экономики всеми желающими

- внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 % учителей образовательных организаций;

- формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста.

 

Также необходимо добиться существенного продвижения вперед по следующим направлениям:

- внедрение на уровнях основного общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология»;

- создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье

- создание условий для развития наставничества поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства);

- увеличение не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях, а также реализация комплекса мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации.

 

Активное участие в работе Форума принял первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию, доктор философских наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования Олег Смолин. Выступая на пленарном заседании, он коснулся ряда «системных проблем российского образования».

 

В частности, он отметил, что повышение доли расходов на образование в общей структуре ВВП страны является одним из приоритетных направлений в развитии системы образования в России.

 

Он также обратил внимание на необходимость реального повышения статуса педагогического работника. Например, реализация «майских указов» президента РФ 2012 года привела к тому, что вдвое (с 7 до 13%) выросло количество педработников с двумя ставками.

 

О. Смолин критически высказался о пенсионной реформе правительства, указав на то, что работники образования страдают от нее вдвойне — и от повышения срока выхода на пенсию, и от лишения ряда льгот вследствие этого.

 

Он также подчеркнул необходимость борьбы с бюрократизацией образования. Огромные объемы отчетности мешают реализации основных задач системы образования.

 

С обстоятельным докладом на тему «Образование и наука» выступил академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, депутат Госдумы РФ V и VI созывов Валерий Черешнев.

 

Процитировав слова Михаила Ломоносова из записки «О сохранении и размножении российского народа» о том, что «величество, могущество и богатство всего государства» состоит «не в обширности, тщетной без обитателей», и что «самым главным делом» является «сохранение и размножение российского народа», он сформулировал центральный тезис своего выступления:

 

«Главная цель социальной политики — повышение качества жизни — зависит не только от социальных программ и национальных проектов, но и от состояния среды обитания».

 

В. Черешнев напомнил также еще одну мысль М. Ломоносова, не утратившую свою актуальность: «А сверх того, ученьем вкорените всем в мысли, что … обманщик, грабитель, неправосудный, мздоимец, вор и другими образы ближнего повредитель прощения не сыщет, хотя бы он вместо обыкновенной постной пищи в семь недель ел щепы, кирпич, мочало, глину и уголье и большую бы часть того времени простоял на голове вместо земных поклонов».

 

Он отметил, что среди факторов, формирующих здоровье, 50-55 % дает образ жизни, 20-25 % — состояние окружающей среды, 10-15 % — состояние здравоохранения и только 15-20 % — генетические особенности организма. Поэтому, по его мнению, осознание ценности здоровья и повышение ответственности каждого гражданина за свое здоровье являются ключевыми факторами для будущего страны.

 

В дополнение к своему докладу В. Черешнев подробно осветил судьбу нобелевских лауреатов И.И. Мечникова и П. Эрлиха (Германия), стоящих у истоков современной теории иммунитета.

 

Академик РАЕН, доктор физико-математических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, депутат Госдумы РФ V и VI созывов Виктор Шудегов рассмотрел вопрос о профессиях будущего в свете меняющихся условий жизни. Одни профессии исчезают, возникают новые и перспективные.

 

В любом случае, отметил он, сохранится спрос на врачей, IT-специалистов, программистов и разработчиков компьютерного обеспечения, инженеров, технических специалистов, химиков, биологов, специалистов в сфере туризма и гостиничного бизнеса, экологов, нанотехнологов.

 

В работе Форума приняли участие зарубежные гости. Заслуженный работник образования Финляндии, старший преподаватель, координатор по вопросам адаптации и обучения финскому язык фирмы ARFFMAN FINLAND OY Теллерво Люсак выступила с двумя темами — о демонстрационном экзамене и других способах для иммигрантов подтвердить образование в Финляндии, а также об обучении иммигрантов финскому языку и их адаптации.

 

В рамках Форума состоялись тематические конференции. На конференции по вопросам школьного образования с вступительным словом и докладом на тему «Национальный проект (программа) «Образование» выступил профессор НИУ «Высшая школа экономики», доктор педагогических наук Олег Прикот.

 

Среди других выступающих были: директор МБОУ «Художественно-технологический лицей» города Кирова, кандидат педагогических наук Татьяна Новосёлова; директор МОУ «Гимназия № 19» г.о. Саранск Республики Мордовия, кандидат педагогических наук, доктор исторических наук Зинаида Акимова; директор МБОУ «Парбигская средняя общеобразовательная школа имени Михаила Тимофеевича Калашникова», почетный работник общего образования Александр Сосновский; заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Кокуйская средняя общеобразовательная школа № 1» Сретенского района Забайкальского края Елена Колесникова; заместитель директора по учебно-воспитательной работе НЧОУ «Лицей «ИСТЭК» (г. Краснодар) Лариса Небикова; директор ООО «Единый центр консультаций» (Санкт-Петербург) Дмитрий Кузнецов; директор МБОУ «Лицей № 52» (г. Рязань) Ангелина Малистова; директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углублённым изучением отдельных предметов имени прапорщика А.А. Городилова» города Можги Удмуртской Республики, заслуженный работник образования Удмуртской Республики Светлана Кузнецова; директор МАОУ Заводоуковского городского округа «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 1», почетный работник общего образования РФ Антонина Курило; заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУ города Новосибирска «Гимназия № 11 «Гармония», заслуженный учитель РФ, заслуженный работник образования Новосибирской области Ольга Косиненко; руководитель музея имени В.Д. Мартемьянова МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31 имени В.Д. Мартемьянова» г. Кемерово Сергей Токмаков; директор МБОУ «Курумканская средняя общеобразовательная школа № 1», почетный работник общего образования РФ Чернян Цыремпилов; директор МБОУ «Средняя школа № 37» города Смоленска, заслуженный учитель РФ, почетный работник общего образования РФ Галина Шуневич; директор МБОУ «Дербентский кадетский корпус (школа-интернат)» им. В.А. Эмирова, полковник, заслуженный учитель Республики Дагестан Максим Эминов; а также заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» (Челябинская область, г. Бакал) Светлана Мещерякова.

 

На конференции по вопросам дополнительного образования детей со вступительным докладом на тему «Воспитание в дополнительном образовании: Полипарадигмальный подход» выступил кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогического образования Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования Евгений Барышников.

 

Среди других выступающих были: кандидат философских наук, ГБОУ СОШ № 287 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Ирина Рудзит; педагог-организатор Ирина Сарамуд (СПб); методист ГБУ ДО «Дом детского творчества «На 9-ой линии» Василеостровского района Санкт-Петербурга Яна Патрунова; педагог-организатор ГБНОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных», почетный работник общего образования РФ Надежда Куняшева; директор МАУ ДО «Детско-юношеский центр «Рифей» г. Перми, почетный работник общего образования РФ Галина Титлянова; заместитель директора по учебно-воспитательной работе МКУ ДО Центр дополнительного образования Усть-Кутского муниципального образования Евгения Павленко; методист, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории МАУ ДО «Детско-юношеский центр «Рифей» г. Перми Наталья Дружинина: педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ № 238 (Санкт-Петербург) Иван Козлов; директор АНО «Детский технопарк «Кванториум» (г. Набережные Челны) Юлия Фукина,

 

Всего участники Форума сделали более 30 докладов и выступлений.

 

Пленарное заседание конференции транслировалось в прямом эфире онлайн для всех желающих, кто не смог находится в этот момент в зале.

 

Участники Форума увезли с собой обстоятельный раздаточный материал, посвященный вопросам эффективности образования, под названием «Оценка эффективности деятельности школ». Материал был подготовлен группой специалистов под руководством профессора НИУ «Высшая школа экономики», доктора педагогических наук Олега Прикота.

 

В ходе работы специальных заседаний конференции, посвященного школьному и дошкольному образованию, а также пленарного заседания возникали многочисленные вопросы, среди которых особенно следует отметить те, которые были обращены к Теллерво Люсак из Финляндии. Ее вклад в обсуждение рассматривавшихся на Форуме вопросов стал одним из проявлений подлинно международного характера состоявшегося мероприятия. Оживленная дискуссия продолжалась также и вне официальной программы Форума.

 

Для участников мероприятия была организована интересная культурная программа. Участники Форума посетили Президентскую библиотеку на Сенатской площади, Константиновский Дворец — резиденцию Президента в Стрельне, Литературный музей Пушкинского дома.

 

* * *

 

По окончании работы конференции состоялась торжественная церемония награждения победителей конкурса «100 лучших школ России» и «100 лучших организаций дополнительного образования детей России». Учебным заведениям-лауреатам вручались почетные дипломы и медали. Директора учебных заведений награждались почетным знаком «Директор года–2018».

 

Кроме основной награды, многие образовательные организации были отмечены в дополнительных номинациях, поощрявших определенные направления работы либо заслуги преподавателей и сотрудников.

 

 

Видео с конференции: 

https://yadi.sk/i/ugTcYQqwJm-d-A 

https://yadi.sk/i/DeFUD1oc-7d_4A 

https://yadi.sk/i/1OdUZbmIT8FV1w  

Видео церемонии награждения:

https://yadi.sk/i/QnD4zbu33_Kvgg 

Фото: 

https://yadi.sk/d/SaAnIwCSnI_o1w

 

За дополнительной информацией обращайтесь:

Международная академия качества и маркетинга

 

Брунеткин Владимир

(812) 677-31-17